По российским трассам в 2025 г. проедут 100 беспилотных грузовиков

В 2025 г. на трас­сах бу­дет ра­ботать 100 бес­пи­лот­ных гру­зови­ков. На дан­ный мо­мент на трас­се М-11 "Не­ва" ез­дят 67 бес­пи­лот­ных гру­зови­ков. В сен­тяб­ре 2024 г. впер­вые по до­роге ез­ди­ли гру­зови­ки без че­лове­ка на во­дитель­ском си­денье. Од­на­ко эк­спер­ты от­рас­ли сом­не­вают­ся, что бес­пи­лот­ный тран­спорт вско­ре за­менит во­дите­лей.

О планах по увеличению количества беспилотных грузовиков на М-11 сказано в сообщении по итогам собрания ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (АЦТЛ) и заседания наблюдательного совета АЦТЛ. С момента запуска в 2023 г. грузовики, которые работают на трассе М-11 "Нева", проехали 5,8 млн км и перевезли 640 тыс. куб.м грузов без аварий.

Ассоциация заявила о планах отрасли в 2025 г. запустить движение беспилотного транспорта на Центральной кольцевой автомобильной дороге А-113 (ЦКАД), увеличить количество грузовиков до 100, подготовить закон о высокоавтоматизированных транспортных средствах и разработать концепцию масштабирования беспилотных технологий на дорогах общего пользования.

Ранее Минтранс сообщал, что автономные грузовики начнут передвигаться по ЦКАД до конца марта 2025 г., а на трассе М-12 "Восток" беспилотный транспорт начнет работать в 2026 г. В марте 2024 г. председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин поручил Минтрансу проработать вопрос о запуске беспилотных перевозок также на трассе М-4 "Дон".

Грузы на М-11 перевозят компании Navio (ООО "Автотех") и NatCar (АО "Национальный перевозчик"), также в эксперименте участвуют "Глобалтрак" (ООО "Глобалтрак Лоджистик"), ООО "ПЭК", Х5 Group, ПАО "Магнит", ООО "Газпромнефть-снабжение" и Wildberries (ООО "Вайлдберриз"). "Яндекс беспилотные перевозки" ранее заявлял о планах тестировать технологию на М-11 и М-12.

Лидером по количеству работающих грузовиков на М-11 является Navio. "Число наших автономных грузовиков, которые допущены к эксплуатации на трассе М-11 в рамках инициативы "Беспилотные логистические коридоры" (БЛК), составляет 43 транспортных средства - мы являемся лидером отрасли по этому показателю. Суммарно они преодолели более 2,6 млн км и перевезли свыше 60 тыс. тонн грузов", - заявил на собрании директор по взаимодействию с органами государственной власти компании Navio Дмитрий Коротаев.

Navio в декабре 2024 г. сообщала о готовности к старту проездов в автономном режиме на трассах М-12, М-4 и ЦКАД.

Руководитель проекта "Беспилотные логистические коридоры" в NatCar Андрей Пахомов рассказал ComNews, что беспилотные грузовики NatCar на базе КамАЗ-54901 успешно работают на трассе М-11 "Нева". Они преодолели более 4 млн км без аварий. Следующий этап - выход на трассы М-12 и ЦКАД.

Роботакси "Яндекса" несколько лет успешно тестируются на дорогах общего пользования (беспилотники "Яндекса" уже присутствуют в городской среде - Сириусе, Иннополисе, Москве). С прошлого года автономные грузовики начали выполнять первые коммерческие рейсы по трассе М-4. Об этом рассказал представитель пресс-службы "Яндекса" ComNews.

В сентябре 2024 г. на трассе М-11 начали двигаться полностью беспилотные грузовики - ранее живой водитель сидел за рулем и контролировал действия транспорта, с осени он пересел на пассажирское сиденье. "Это первая веха на пути к тому, чтобы обеспечить движение в полностью автономном режиме", - рассказал ComNews представитель пресс-службы компании Navio, которая совершила серию проездов на магистральных грузовиках без человека на месте водителя.

При этом в декабре 2024 г. Navio представила прототип автономного тягача L5. Он проектировался полностью автономным и не предполагает систем управления для водителя: каждое действие будет совершаться под контролем генеративного искусственного интеллекта.

Несмотря на развитие беспилотного транспорта, Андрей Пахомов из NatCar считает, что полная замена водителей в ближайшем будущем маловероятна. "Водители по-прежнему играют важную роль в контроле за транспортом и принятии оперативных решений, особенно в сложных ситуациях. Искусственный интеллект ускоряет развитие технологий, дополняя и улучшая работу человека, а не заменяя его", - объяснил он.

"Внедряя автономные технологии, мы прежде всего решаем проблему дефицита водителей, а не заменяем их", - рассказал представитель пресс-службы "Яндекса".

Представитель пресс-службы такси "Максим" сомневается в скором появлении легкового беспилотного транспорта на дорогах общего пользования. "Решающими факторами станут экономика, законодательство, развитие сетей связи 5G и 6G, но особенно - состояние дорожной инфраструктуры: качество дорог, машиночитаемая в любое время года разметка, освещение", - объяснил представитель пресс-службы такси "Максим".

Экспериментальный правовой режим на трассе М-11 "Нева" стартовал в октябре 2022 г. В рамках федерального проекта "Беспилотные логистические коридоры" 14 июня 2023 г. ПАО "КамАЗ" за­пус­тило пер­вый бес­пи­лот­ный гру­зовик по трас­се Мос­ква - Санкт-Пе­тер­бург.

Ан­на Шве­цова

Тематики: Интеграция, Инновации

Ключевые слова: беспилотники, ИТ в транспорте