Мурманский государственный технический университет создан в 1950 году как Высшее мореходное училище. Сегодня университет имеет в своем составе два филиала: в городе Апатиты Мурманской области на базе Кольского научного центра РАН и в городе Мончегорске. В университете ведется подготовка по 39 направлениям и специальностям. В настоящее время в университете обучаются около 8000 студентов, работают более 500 преподавателей, в том числе, 3 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН, 85 докторов наук, профессоров, 224 кандидата наук.
Цель внедрения PayDox в МГТУ – помочь студентам, которые специализируются в информационных технологиях и документоведении на практике изучить работу системы управления документами. Инициатива принадлежит старшему преподавателю кафедры информационных систем Светлане Шалаевой, которая на заседании кафедры поставила вопрос о необходимости использования современной СЭД при подготовке специалистов по программе «Прикладная информатика в экономике». Руководство кафедры обратилось к ряду организаций с просьбой предоставить программное обеспечение для учебных целей. По словам Светланы Шалаевой, при выборе системы учитывалось ее функциональность, вероятность развертывания силами Центра информационных технологий МГТУ, а также возможность ее бесплатного приобретения. В результате было достигнуто соглашение с московским представительством компании Paybot LLC, которая в рамках программы поддержки российского образования предлагает вузам бесплатную версию СЭД PayDox.
Paybot LLC специализируется на разработке программного обеспечения (системы электронного документооборота (СЭД), торговые площадки, платежные системы, онлайн банкинг, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), управление бизнес-процессами (BPM). На российском рынке PayBot LLC продвигает свое решение в области управления документами и бизнес-процессами – систему электронного документооборота PayDox. PayDox – это реализованный на web-технологиях корпоративный портал, использующий электронный документооборот как инструментальную базу с широким набором стандартных необходимых каждому предприятию функций и возможностями расширения и интеграции. Система обеспечивает возможность создания единого электронного документооборота предприятия, контроля исполнения и архивирования документов, а также ориентирована на работу с платежными документами и договорами.
В соответствии с договором между университетом и компанией PayBot LLC, вузу на неограниченное время будет передана бесплатная лицензия на использование системы. Лицензия представляет собой «учебный» вариант системы, однако вполне достаточный для приобретения пользователями профессиональных навыков. Ограничения коснутся только объемов информации. Сохранять можно будет не более трехсот документов, что делает невозможным использование системы PayDox в условиях организации в целом.
Установка будет осуществляться силами Центра информационных технологий МГТУ. Для внедрения системы будет использован сервер учебного заведения, работающий на платформе СУБД MS SQL Server. По словам Светланы Шалаевой, проблем с установкой и освоением PayDox пользователями возникнуть не должно. Web-интерфейс системы позволяет работать на местах, используя браузер Internet Explorer, не устанавливая при этом клиентские части.
Как сообщил заместитель заведующего кафедрой информационных систем МГТУ Сергей Шиманский, программное обеспечение уже выслано. В рамках проекта будет автоматизировано два компьютерных класса университета, всего порядка 50 рабочих мест. Если внедрение пройдет нормально, то уже с февраля 2008 года студенты 4 курса начнут практические занятия с использованием данной системы. На лабораторных занятиях будут моделироваться ситуации по осуществлению документооборота в небольшой организации.
Для МГТУ это первый опыт использования реальной системы в учебном процессе. Вопрос о полноценном внедрении PayDox для управления документооборотом вуза пока не ставился. Хотя некоторое время назад Центром информационных технологий МГТУ была озвучена идея о внедрении в ERP-системы SAP R3 «Университет», однако в условиях ограниченных ресурсов пришлось отказаться. Возможность подключения к проекту филиалов МГТУ в Апатитах и Мончегорске признана интересной идей, но пока не в ближайшее время не планируется.
Проект компании PayBot LLC по предоставлению образовательным учреждениям системы электронного документооборота PayDox продолжается уже не первый год. Так в ноябре 2005 года было объявлено о том, что системой воспользовался Волгоградский государственный университет (ВолГУ). В июле 2006 года решение внедрить PayDox в качестве основы кафедральной системы документооборота и в учебный процесс принял Московский государственный технический университет (МГТУ МАМИ). В октябре 2006 года - Астраханский государственный технический университет (АГТУ), в ноябре 2006 года - Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ). Так же систему PayDox используют для обучения и подготовки специалистов в ряде высших учебных заведений, среди которых Санкт-Петербургский институт дополнительного профессионального образования службы занятости, Государственный университет управления (Москва), Таганрогский государственный радиотехнический университет, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Ростовский международный институт экономики и управления и др. К сожалению, некоторые вузы, получив еще год назад лицензию на бесплатное использование системы, до сих пор ее не внедрили. Из других заметных проектов, связанных с предоставлением высшим учебным заведением бесплатного программного обеспечения и сервисов, можно отметить недавно завершившееся турне по городам России семинара Google Tech Talks (см. новость от 10 декабря 2007 г.). В этом же году тайваньский разработчик и производитель телекоммуникационного оборудования ZyXEL сообщил об открытии первого авторизированного учебного центра в Петербурге, который сформирован на базе Академии ЛИМТУ Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (см. новость от 12 декабря 2007 г.).