Закон "Об информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также применении информационных технологий и обеспечении защиты информации. Следует особо отметить, что его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности.
Интересно, что подобного закона нет нигде в мире. В России первая редакция закона появилась в 1995 г., в последнюю редакцию, по сведениям экспертов в области права, были внесены серьезные изменения. Например, теперь в законе отсутствует само понятие "информатизация".
"Концепция закона "Об информации " существенно изменилась. Из новой редакции убрали понятие "информатизация". И акценты сместились от информационного ресурса к информационным системам (носителям, "железу"). Правда, в ближайшее время на пользователе это законотворчество никак не отразится, но придется многое менять в системе информационного права и специальном законодательстве", - говорит партнер юридической компании Beiten Burkhardt Виктор Наумов.
Согласно закону, информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. При этом в законе классифицированы и обладатели информации, которыми может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Как сказано в законе, ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне.
Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей, подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и по решению суда.
Федеральными законами может быть предусмотрена также обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории РФ, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан произвести такую проверку.
При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается законом "О персональных данных", который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными, региональными и местными органами власти, юридическими и физическими лицами.
Закон, в частности, содержит нормы о трансграничной передаче персональных данных, предусматривая, что до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государствам, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
"Ранее закона о персональных данных не было вообще. Поэтому появление такового закона может расцениваться только положительно. Тем не менее, по мнению многих экспертов, его необходимо доработать. Например, непонятно, кем и как будет осуществляться государственный контроль и управление в сфере персональных данных", - Виктор Наумов.