Как рассказал "Бизнесу" представитель одного из партнеров "Цифрограда", 10 марта сеть представила новую стратегию развития. "Цифроград", ранее развивавшийся исключительно на условиях франчайзинга, собирается до конца этого года выкупить у франчайзи 20–30% торговых точек, рассказал источник. "Это позволит им упростить управление сетью, это раз. Во-вторых, "Цифрограду" будет проще обкатывать новые технологии в собственных магазинах. В-третьих, иметь собственную сеть выгоднее",— говорит собеседник "Бизнеса". В частности, по его словам, ведутся переговоры о покупке примерно 15% активов петербургской компании "Телекомпойнт".
Представитель "Телекомпойнта" подтвердил факт ведения переговоров с "Цифроградом" о продаже "части активов", отметив, что сделка будет закрыта в ближайшее время. От подробных комментариев он отказался.
Гендиректор "Цифрограда" Владимир Пляко также отказался комментировать переговоры с "Телекомпойнтом", однако подтвердил информацию о планах по выкупу части магазинов у региональных партнеров. "Это может произойти в регионе, где франчайзи не справляется с управлением сетью. В таком случае сначала мы консультируем и помогаем технологиями, если не помогает и это, то можем выкупить часть магазинов",— сказал Пляко. "Цифроград" планирует выкупить активы своих франчайзи в Твери и Владимире, добавляет знакомый с планами компании источник.
Участники рынка считают действия "Цифрограда" оправданными. Благодаря франчайзинговой программе "Цифроград" добился внушительного количественного показателя (сейчас сеть насчитывает более 1000 салонов), но отнюдь не качественного — большое количество партнеров долго не позволяло компании создать даже единую маркетинговую стратегию, считает президент группы компаний "Связной" Максим Ноготков. Рынок идет к консолидации, разрозненными салонами гораздо труднее управлять, соглашается президент "Беталинка" Владимир Анненков. "Выкуп "Цифроградом" в собственность магазинов и начало создания собственной сети служат подтверждением несостоятельности модели чистого франчайзинга в сотовом ритейле: только наличие собственных магазинов может гарантировать стабильность сети",— полагает гендиректор Dixis Андрей Шлыков. Этот год станет пиком консолидационных процессов, и если франчайзи не выкупаешь ты, то твой партнер продается конкуренту и "твоя" сеть самоликвидируется, рассуждает он.
Несколько другой точки зрения придерживается управляющий партнер группы Divizion Павел Караулов: "Компания намеренно набирала партнеров, чтобы затем поставить их в зависимость и выкупить их бизнес по сходной цене, с дисконтом до 70%. Это обеспечивается благодаря замкнутости закупок, зависимости партнеров по кредитованию и т. д. Такая тактика экономит "Цифрограду" серьезные деньги".
Директор по маркетингу "Цифрограда" Андрей Набатчиков с ним не согласен: "Вопрос в том, как работает партнер: в некоторых регионах франчайзи активно развивает сеть, в некоторых — занимается, например, и другим бизнесом. В этом случае нам выгоднее выкупить их активы".