Горнорудная компания «Бенкала», находящаяся под управлением «Е4 Capital», работает в Актюбинской области на западе Казахстана. В 2024 году предприятие планирует выйти на производство 1 млн тонн железной руды. В настоящий момент ведутся пусконаладочные работы новой фабрики сухой магнитной сепарации. Автопарк предприятия состоит из самосвалов и грузовых автомобилей марок BELAZ и KAMAZ, экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, грейдеров, водовозов, топливозаправщиков, вахтовых автомобилей и легкового транспорта.
Нужно быть готовым к изменениям
«Внедряя 1С:ТОИР КОРП, нужно быть готовым к масштабным изменениям внутри компании и к затратам не только на автоматизацию процессов управления ТОиР, – считает менеджер проектов ТОО «Е4 Capital» Асхат Султаналиев. – Когда начинаешь смотреть на предприятие глазами специалистов Деснола, разработчика и интегратора EAM-системы, сразу замечаешь, в каких случаях бизнес-процессы или коммуникации между структурными подразделениями требуют доработки. На эти изменения нужны время и средства, но затраты окупаются за счет экономического эффекта от внедрения системы».
Менеджер проектов ТОО «Е4 Capital» Асхат Султаналиев
Фото: пресс-центр фирмы «1С»
В компании «Бенкала» проект по автоматизации ТОиР инициировало руководство управляющей компании в рамках общей стратегии цифровизации и модернизации предприятия. Попутно происходили и другие изменения: как производственные, так и организационные.
До старта проекта весь учет оборудования и работ компания вела в Excel, наработку техники фиксировали специалисты на местах, а неисправности вручную заносили в бортовой журнал. Вместо проведения планового технического обслуживания ремонтная служба «тушила пожары»: запчасти закупались по факту выхода из строя техники, оборудование простаивало в ожидании поставок, а у руководства и специалистов на местах не было оперативного доступа к точной информации о стоимости владения техникой. Как следствие, понимание затрат на техническое обслуживание и ремонты происходило уже по факту, без должного финансового и оперативного планирования.
Преследовали две цели
Проект автоматизации процессов управления ТОиР в компании «Бенкала» преследовал две основные цели. С одной стороны, необходимо было усовершенствовать процесс бюджетирования затрат на техническое обслуживание и ремонт - сделать расходы понятными, прозрачными и прогнозируемыми. Вторая задача заключалась в сокращении количества и времени аварийных простоев производственной техники, а также задержек, связанных с ожиданием запчастей. Выбор был сделан в пользу российского программного продукта.
«Работая на западном ПО, мы зачастую не могли оперативно решить возникшие у нас проблемы из-за языкового барьера или разницы во времени. Русскоязычный интерфейс, оперативная поддержка, широкие возможности интеграции с другими программными решениями (включая продукт «1С:Бухгалтерия»), легкая адаптация продукта под требования клиента - основные преимущества, которые повлияли на наш выбор», – рассказывает Асхат Султаналиев.
Сначала управляющая компания вышла на компании в Казахстане, предлагающие внедрение 1С:ТОИР КОРП на территории Казахстана, а потом и на разработчика – компанию «Деснол», российский центр практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР. Окончательное решение было принято после посещения предприятия АО «Костанайские минералы», которое уже автоматизировало процессы управления ремонтами.
Подводные камни автоматизации
Сегодня в системе 1С:ТОИР КОРП компании «Бенкала» содержится информация о 3,5 тыс. единиц оборудования, 2,6 тыс. технологических операций, более 20,6 тыс. номенклатурных единиц, хранится более 46 тыс. документов. Одним из подводных камней при внедрении 1С:ТОИР КОРП оказалась номенклатура в части корректного и стандартизированного наименования многочисленных материалов и деталей.
«Попутно с внедрением EAM-системы пришлось пересматривать философию формирования заказов, необходимых для ремонта запчастей, и проводить чистку номенклатуры в мастер-системе «1С.Комплексная автоматизация». Мы, кстати, нашли там много интересного. Например, среди наименований масел неожиданным образом оказались саженцы тополя. Как они там появились - загадка», – говорит об опыте автоматизации ТОиР Асхат Султаналиев.
Заметную роль во внедрении 1С:ТОИР КОРП сыграл и человеческий фактор. Необходимо было определить внутренние ресурсы, которые будут задействованы в проекте, выделить специалистов для работы с программным продуктом, организовать обучение в условиях работы в две смены и вахтовым методом.
«Так сложилось, что наш единственный ключевой специалист, который активно участвовал в проекте с самого начала, неожиданно решил уйти из найма в собственный бизнес. Он подготовил нового сотрудника, тот почувствовал уверенность и наплодил столько неправильных документов, что система просто легла, обнулив месяцы работы в режиме опытной эксплуатации. Таким образом первый год технической поддержки у нас ушел на восстановление системы и ее дальнейшую адаптацию. Хочется так же отметить, что ключевой специалист вернулся, и этот факт позволил дальше развивать систему и интегрировать ее с системой GPS-мониторинга, чтобы автоматически получать данные телеметрии, отслеживать время работы техники и ее пробег», – отметил Асхат Султаналиев.
Вопросы организации
Автоматизация процессов ТОиР потребовала решения большого количества организационных вопросов: оцифровывать ли массу бумажных носителей или нет, привлекать ли к этому процессу волонтеров или начать с чистого листа. Причина появления таких вопросов проста: механику, который «по локоть в масле и по пояс в выхлопной трубе», некогда заниматься оцифровкой данных.
А потом начался этап паспортизации и подготовки необходимой информации для занесения в систему. И тут «Бенкала» столкнулась с еще одной проблемой – отсутствием готовых решений по разузлованию объектов ремонта. Деснол не предоставлял данные других предприятий, которые также работают на БЕЛАЗах и КАМАЗах. Осознание того, почему разработчик не давал готовых решений, пришло не сразу.
«Мы поняли, что основная задача разработчиков, помимо соблюдения NDA, заключалась в том, чтобы заставить наших сотрудников думать своей головой и нарабатывать опыт. На этапе паспортизации нужно понимать мельчайшие детали разделения тех же БЕЛАЗов и КАМАЗов на узлы и детали. Все должно быть привязано к специфике конкретной организации и особенностям конкретных ремонтов», – подчеркивает Асхат Султаналиев.
Взлет ТОиР
Внедряя 1С:ТОИР КОРП, «Бенкала» реализовала несколько этапов трансформации предприятия, не связанных напрямую с автоматизацией. Были оптимизированы бизнес-процессы по взаимодействию между подразделениями, упорядочена структура предприятия, переписаны некоторые должностные инструкции, обновлен парк компьютеров.
Достигла компания и поставленных на старте целей по упорядочиванию бюджетов на ТОиР и минимизации непроизводственных затрат, связанных с «тушением пожаров». Предприятие получило реалистичный и прозрачный расчет годовой и месячной потребности в товарно-материальных ценностях на основании планов технического обслуживания, сформировало неснижаемый запас запчастей и обеспечило своевременность его пополнения, ввело регистрацию неисправностей с дальнейшей детализацией, начало анализировать типовые причины отказов. Все это, в свою очередь, существенно упростило работу ремонтников, механиков и сотрудников складов. И, конечно, дало экономический эффект.
«Мы ускорили процесс подготовки и обработки заявок на ремонт на 90 %, сократили время на подготовку данных для формирования бюджета на техническое обслуживание и на списание товарно-материальных ценностей на 80 %, длительность ремонтов уменьшилась на 20 %. Система позволяет нам подстроиться под все особенности нашей деятельности. А поскольку разработчик досконально знает свой продукт, адаптация решения под конкретную специфику деятельности предприятия не вызывает никаких сложностей и не занимает много времени», – делится результатами Асхат Султаналиев.