— Кирилл, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и если да, то какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— Мессенджеры прочно заняли свое место в корпоративных коммуникациях российского бизнеса и, учитывая современные реалии, обходиться без них практически невозможно. Они востребованы в основном для оперативного обмена информацией, организации групповых чатов и видеозвонков, а также для интеграции с внешними системами и автоматизации (например, с ботами). В принципе, для некоторых компаний использование мессенджеров можно минимизировать, заменив их корпоративными порталами или CRM-системами, которые также обеспечивают эффективное и безопасное взаимодействие внутри команды.
Кирилл Тимофеев, руководитель департамента информационных технологий ОБИТ
Фото: ОБИТ
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— Среди российских компаний наиболее популярен Telegram, однако недавний сбой в начале октября 2023 года стал напоминанием о рисках зависимости от публичных сервисов, особенно с точки зрения доступности и безопасности данных. Из-за этого бизнес всё чаще обращает внимание на российские аналоги, мы недавно тестировали Frisbee.chat, позиционируемый как защищённая альтернатива Slack и Microsoft Teams. Для компаний, развивающих ИТ-инфраструктуру вокруг экосистемы определённого вендора, логично использовать его решения — например, Яндекс.Мессенджер от Яндекса. Среди наших клиентов хорошо зарекомендовал себя продукт Express, который поддерживает глубокую кастомизацию, в том числе интеграцию с внешними системами и возможность встраивания различных микросервисов.
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров, об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Мы активно используем Telegram как платформу для взаимодействия с внутренними системами и клиентами, создаем интеллектуальных ботов, так называемых агентов, под задачи компании и потребности заказчиков. У нас Telegram также задействован в повседневных коммуникациях по ряду рабочих процессов, есть групповые чаты для оперативного обсуждения тем, связанных с профессиональной деятельностью компании. В рамках улучшения клиентского сервиса мы разрабатываем AI-интерфейсы и строим омниканальную модель взаимодействия, используя в том числе возможности Telegram и других технологий.
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— В этом контексте важно отметить, что санкции и ограничения в отношении иностранных продуктов стимулируют спрос на отечественные SaaS-решения. Это выгодно для бизнеса, поскольку обеспечивает «единое окно» для получения необходимых сервисов, в том числе для корпоративной связи. Многие российские платформы уже предлагают комплексные решения, как, например, платформа Express с поддержкой видеоконференций, аудиозвонков, интеграцией с почтовыми сервисами и высоким уровнем конфиденциальности. На наш взгляд, российские мессенджеры могут стать стандартом для отечественного бизнеса, особенно если продолжат развивать функциональные возможности, удобство и интеграцию с другими бизнес-инструментами, отвечая при этом требованиям по безопасности данных.
— Большое спасибо за беседу!