Суть виртуальных услуг связи, например виртуального номера, состоит в следующем: оператор выделяет прямой городской телефонный номер, и все входящие вызовы на него переадресуются на любой другой стационарный или мобильный номер, указанный клиентом. Таким образом, виртуальный номер, как правило «красивый», используется в рекламных целях: он не является мобильным, что работает на имидж компании, в то же время звонки на него можно получать в любом удобном для себя времени и месте.
Кроме того, многоканальный виртуальный номер дает возможность задействовать весь штат компании вне зависимости от его количества, а также ограничивать нежелательные входящие звонки и закреплять номер за компанией в случае переезда в другой офис или даже город. У небольших компаний приобрела популярность переадресация звонков с виртуального номера на номер IP-телефона, будучи менее затратной по сравнению с традиционной телефонией.
Тем не менее, по словам генерального директора ООО «ОБИТ» Андрея Гука, решения данного класса в силу их специфики не ждет в ближайшее время значительный рост. «Они рассчитаны на узкий сегмент потребителей — компании, которые часто переезжают и хотят иметь постоянный неизменный номер, или на тех, кто вовсе не имеет офиса. Среднему и тем более крупному бизнесу виртуальные номера не нужны», — говорит он. «Значительной экономии данные решения обеспечить не могут, так как при их использовании абонент фактически оплачивает два номера — виртуальный и свой личный. Экономия получается разве что косвенная и актуальна только для тех компаний, что осуществляют переезд: отпадает необходимость тратиться на заказ новой рекламной продукции», — отмечает генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.
Основной причиной отсутствия спроса на услуги виртуального характера эксперты называют экономические трудности: продвижение таких услуг требует вложений в рекламу. «Даже если оператор не несет никаких расходов, связанных с созданием платформы для виртуальных номеров — она может быть создана под свои нужды, — средств в рекламу услуги, если выделять ее в отдельное направление, придется вложить немало, и они вряд ли быстро окупятся, учитывая спрос на нее, который по опыту работы ОБИТ составляет 1% от общего, что сейчас мало кто себе может позволить», — говорит г-н Гук.
По словам г-на Брюквина, еще одним сдерживающим фактором является и дороговизна «красивых» виртуальных номеров — 100—150 тыс. руб. Также аналитик отметил нажим со стороны сотовых операторов, предлагающих мобильные безлимитные тарифы, во многом решающие проблемы со связью для сегмента SOHO (small office — home office), главного потребителя таких услуг.
Виртуальные решения более высокого уровня, такие как виртуальные АТС (установленное на компьютер ПО с функционалом реальной АТС, в качестве внутренних телефонных аппаратов используются IP-телефоны или софтфоны), в кризис могут оказаться решением проблем связи для многих средних и крупных компаний, говорит коммерческий директор оператора «Метроком» Андрей Закревский.