В 2008 году объем европейского рынка ПО составил около 56 млрд евро, что равняется примерно 30% от общемирового рынка программного обеспечения, сообщается в отчете PricewaterhouseCoopers. При этом пальма первенства все равно принадлежала американской компании Microsoft.
Как говорится в отчете, на первых местах в рейтинге фигурируют американские поставщики ПО, которые значительно укрепили свои позиции на европейском рынке, главным образом посредством сделок поглощения. Тройку лидеров европейского рынка ПО представляют компании, которые занимают первые три места и в мировом рейтинге — Microsoft, IBM и SAP. Их доход от реализации продукции во всем мире составил более 55 млрд евро. Из 20 крупнейших поставщиков программного обеспечения на европейском рынке 75% составляют американские компании.
«Возможно, в условиях финансового кризиса российские программные продукты станут более востребованными на западных рынках. У таких крупных поставщиков софта, как SAP, Oracle, Symantec, есть серьезные альтернативы и на российском рынке, причем без высокой надбавки за бренд. А в нынешних условиях компании будут стремиться снижать издержки, и цена становится конкурентным преимуществом», — считает представитель одной из софтверных российских компаний.
По мнению Леонида Алтухова, директора по продажам ПО IBM в России и СНГ, объем российского рынка инфраструктурного ПО в 2008 году составит примерно 1 млрд долл. Аналитики рынка сходятся во мнении, что мировой финансовый кризис в меньшей степени скажется на итоговых результатах российских компаний. По словам Михаила Елашкина, представителя российского подразделения SAP, для софтверных компаний первые три квартала 2008 года были достаточно успешными и кризис почти не повлияет на итоги года в целом. Как утверждает г-н Елашкин, ключевым трендом 2009 года будет перераспределение долей рынка между компаниями. Г-н Алтухов считает основным трендом будущего года замедление темпов роста.
Эксперты PricewaterhouseCoopers выделяют три основных тенденции: консолидация компаний, создание новых бизнес-моделей для предоставления более широкого спектра услуг и управление компаниями — разработчиками и поставщиками программного обеспечения. Управление высококвалифицированными кадрами останется приоритетной задачей, так как компании будут стремиться удержать и привлечь наиболее талантливых людей среди инженеров, специалистов в области маркетинга или разработки продуктов. Офшоринг будет развиваться и дальше, причем уже не только как способ сокращения затрат, но и как возможность управления трудностями, возникающими при поиске, приеме на работу и удержании в компании высококвалифицированных сотрудников.
Анна Фадеева