В 2015 году проникновение смартфонов выросло на семь процентных пунктов по сравнению с прошлым годом, до 73%, а проникновение обычных мобильных телефонов снизилось на восемь процентных пунктов, до 56%, рассказал "Ъ" руководитель направления по работе с операторами связи Deloitte в СНГ Антон Шульга. По его мнению, проникновение смартфонов уже близко к насыщению и вряд ли превысит 85% в среднесрочной перспективе.
Отличительная черта российского рынка — рост парка смартфонов происходит за счет B-брендов, отмечают в Deloitte. На них приходится 28% телефонов (здесь и дальше речь идет об устройствах, используемых абонентами в качестве основного). В связи с ростом курса доллара и кризисом люди вынуждены выбирать более дешевые устройства. Роль играют и договоренности о продвижении B-брендов между производителями и ритейлерами.
В том числе с большим проникновением B-брендов Антон Шульга связывает низкий уровень использования LTE среди абонентов — всего 16% владельцев смартфонов. Средний уровень стран Западной Европы в выборке Deloitte — около 30%. Не все смартфоны B-брендов поддерживают LTE. "Есть предположение, что, если у всех пользователей будут устройства с поддержкой LTE, трафик значительно вырастет. С одной стороны, это на руку операторам, с другой — рост трафика потребует существенных инвестиций в инфраструктуру, что с текущим подходом к тарификации ставит бизнес-кейс для операторов под вопрос",— рассуждает он.
Deloitte ежегодно проводит международное исследование потребительских предпочтений в сфере мобильных коммуникаций. В этом году онлайн-опрос пользователей проводился с июня по август в 31 стране, в нем приняли участие 49,5 тыс. респондентов (в РФ — 2 тыс.) в возрасте 18-75 лет.
Технология LTE начала развиваться в России одновременно с другими странами мира. В 2012 году состоялся конкурс на частоты для 4G. По его условиям победители (МТС, "МегаФон", "Вымпелком" и "Ростелеком", который впоследствии передал мобильные активы в СП с "Tele2 Россия", "Т2 РТК Холдинг") должны инвестировать в строительство сетей не менее 15 млрд руб. в год и к 2019 году покрыть все населенные пункты страны размером 10 тыс. жителей и более.
В МТС, "Вымпелкоме" и "МегаФоне" не раскрывают количества абонентов в своих LTE-сетях, как и то, сколько из них используют устройства B-брендов. Лишь в "Вымпелкоме" отметили, что сейчас большая часть их LTE-абонентов — владельцы устройств А-брендов. Представитель МТС Дмитрий Солодовников согласен, что снижение покупательной способности привело к тому, что россияне готовы купить устройство любого вендора, если оно соответствует определенным характеристикам, и поддержка LTE — один из ключевых факторов. В "МегаФоне" напоминают, что в смартфонах B-брендов со временем появляется поддержка 4G. В "Т2 РТК Холдинге" считают, что в среднесрочной перспективе 3G останется основной технологией мобильного интернета. Количество абонентов 4G в компании связывают с качеством покрытия: пока такие сети строят в крупных городах, где есть спрос. Во всех четырех компаниях заверили, что заинтересованы в росте количества абонентов в сетях LTE.
Анна Балашова