Несколько лет назад в рамках проекта L-Express объединили свои усилия несколько компаний, работающих в сфере автоматизации технологических процессов и производств. До объединения компании являлись различными отделами головного института автоматизации промышленности строительных материалов ВНПО «Союзавтоматстром». Первый совместный проект по автоматизации мукомольного комбината в Пскове был выполнен в 1995 году, в начале 1999 года была разработана первая версия системы автоматизации для бетонных заводов, получившая позднее название L-Express.
Реконструкция и внедрение АСУ L-Express – не первое сотрудничество компаний. Ранее L-Express выполнялись небольшие работы по модернизации отдельных единиц оборудования, работы по разработке и внедрению систем ручного управления производством бетона, а также выполнялись работы по периодическому обслуживанию оборудования.
Основной подсистемой комплекса L-Express является модуль управления технологическим процессом приготовления различных сырьевых смесей. Он позволяет осуществлять автоматическое управление процессами дозирования компонент в соответствии с заданным рецептом и с гарантированным качеством. Программное обеспечение управляющего контроллера позволяет осуществлять одновременное управление одним или несколькими смесителями.
В конце 2007 года руководством ОАО «Ленстройдеталь» было принято принципиальное решение о проведении реконструкции действующего производства, расположенного в промзоне «Парнас». В результате этой реконструкции планируется полностью произвести замену основного оборудования нескольких бетоносмесительных секциях производства.
Спецификой данного проекта является то, что производится не просто полная реконструкция основного оборудования, но и изменяется технологическая схема. Два старых смесителя небольшой вместимости были заменены на 1 большой смеситель. Под такое изменение также необходимо было произвести реконструкцию и дозаторного отделения.
Работы начались в конце 2007 года. Было выполнено проектирование новой технологической схемы производства и начались работы по демонтажу старого оборудования, монтажу нового оборудования и разработке автоматизированной системы управления технологическим процессом. Такой подход должен привести не только к повышению качества продукции, новая технологическая схема производства даст компании возможность ускорить обслуживание клиентов и, соответственно, повысить объемы производства за счет более оптимальной загрузки оборудования и использования современных технологий управления. Ну и не последним звеном во всей этой цепочке станет повышение общей культуры производства и условий труда работников. Теперь оператор будет работать не только в комфортных условиях, но и существенно снизится напряженность его труда.
В последнюю неделю июля 2008 года началась опытно-промышленная эксплуатация системы, и новая секция дала свой первый товарный бетон. В ближайшее время в рамках системы управления планируется автоматизация диспетчерской службы.
При ведении технологического процесса программное обеспечение управляющего контроллера осуществляет непрерывный мониторинг состояния оборудования и немедленно реагирует на отказы оборудования выдачей оперативного сообщения оператору и при необходимости автоматически останавливает процесс, переводя оборудование в безопасное состояние. Управляющий контроллер на всех стадиях технологического процесса выполняет все необходимые технологические блокировки для исключения аварийных ситуаций и порчи оборудования. На любом этапе изготовления продукции существует возможность приостановки технологического процесса и продолжения его по команде оператора. Помимо контроля состояния оборудования система осуществляет постоянный контроль и других важных технологических параметров: давления воздуха в магистрали, уровней материала в расходных бункерах, температуры воды, токов приводов смесителей и другие. При отклонении наиболее важных параметров (например, давления воздуха в магистрали) от допустимых технологических границ система, как и в случае аварийного состояния технологических механизмов, выдает команду на остановку технологического процесса.
По словам исполнительного директора ООО «НПФ «Сфера» (группа компаний L-Express) Олега Евстратова, рынок автоматизации промышленности находится на подъеме. «В нашей стране был достаточно долгий спад производства, и большая часть производственных мощностей либо морально устарела, либо просто находилась в достаточно плачевном физическом состоянии. Поэтому приход серьезных инвестиций в производство стал совершенно естественным толчком для его реконструкции и внедрения новых технологий. Внедрение новых технологий за последние 5 лет выросло в геометрической прогрессии. Появились новые крупные игроки на рынке, которые изначально ориентировались на внедрение современных технологий не только в процессы управления предприятием, но и в технологические процессы, а также комплексные системы, объединяющие в единое целое все эти системы. К настоящему моменту практически все основные игроки рынка провели работы по реконструкции производства и внедрению автоматизированных систем управления. Сейчас процесс сместился как раз в область построения единых комплексов по управлению производством, объединяющие все информационные системы в единое целое. В настоящее время мы совместно с нашими партнерами ведем переговоры еще с несколькими компаниями в России и СНГ на разработку подобных сетевых решений в области управления бетонным производством», - заключил г-н Евстратов.
Отметим, что в арсенале компании есть решения не только для бетонных заводов, но и для стекольных производств, цементных заводов и элеваторов и решения для автоматизации диспетчерских служб. В июле 2008 года была введена в эксплуатацию система контроля доступа на территорию площадки Очаково ОАО «Объединение 45» в Москве. Внедренная система интегрирована в единую распределенную систему контроля доступа московского филиала ОАО «Объединение 45». А в июне 2006 года было объявлено о завершении модернизации оборудования бетоносмесительного цеха и внедрении автоматизированной системы управления производством бетона на Каликинском шпалопропиточном заводе в поселке Каликино Нижегородской области. Это первое сотрудничество компании L-Express с Каликинским шпалопропиточным заводом (см. новость раздела «Интеграция» от 18 июня 2008 г.).
Основные игроки рынка уже провели реконструкцию своих производств, и теперь производство продукции идет исключительно под управлением автоматизированных компьютерных систем. За последние несколько лет L-Express выполнили ряд проектов по реконструкции производства и автоматизации бетонных заводов для лидеров бетонного рынка Санкт-Петербурга - ОАО «Объединение 45» (5 заводов в Санкт-Петербурге и 2 в Москве), «СЗНК-Бетон» (все заводы), Гатчинский ДСК, «МеликонПолар», «Метробетон» и др.
Напомним, что в мае 2008 года появился специализированный ресурс, посвященный применению информационных технологий в отрасли производства и доставки строительных материалов (см. новость раздела «Интеграция» от 26 мая 2008 г. ).
Еще один заметный игрок на рынке АСУ довольно часто реализует свои проекты в строительной отрасли - «Ключевой Элемент». В июне 2008 году специалисты компаний «Ключевой Элемент» и L-Express за две недели автоматизировали управление четырьмя производственными площадками «СЗНК-Бетон». В рамках проекта создания единой системы по управлению сетью бетонных заводов специалисты компаний интегрировали систему управления логистическими процессами на базе «КЭ:Бетон» с АСУ ТП бетонного завода, системой учета предприятия и датчиками контроля доступом. На текущий момент единая информационная система обеспечивает работу всех основных бизнес-процессов управления сети бетонных заводов: от взаимоотношений с контрагентами и принятия заявок, диспетчеризации и управления технологическими процессами до отгрузки бетона и автоматического контроля доступом (см. новость раздела «Интеграция» от 11 июня 2008 г.).