Об этом журналу "Стандарт" рассказал новый руководитель Россвязи Олег Духовницкий. По его словам, почти 80% трафика с таксофонов универсального обслуживания приходится на населенные пункты с численностью до 1 тыс. жителей (в них проживает около 13% населения России). В городах численностью более 100 тыс. жителей (около 47% населения) существующая телекоммуникационная инфраструктура обеспечивает потребности доступа к услугам связи - с использованием современных технологий, гибких тарифов и в условиях конкуренции многих операторов. Поэтому универсальная услуга связи в крупных городах практически не востребована, заключает Олег Духовницкий.
Программа УУ существует с 2005 г. и предназначена для предоставления гражданам равных условий доступа к услугам связи, в том числе в удаленных регионах, которые операторы не покрывают добровольно из-за низкой рентабельности. Правительство обязало всех операторов перечислять по 1,2% выручки в фонд универсального обслуживания, из которого компенсируются убытки победителям конкурсов, взявшихся за оказание обязательного набора услуг, - телефонной связи через таксофоны и интернет-доступа через пункты коллективного доступа (ПКД). Всего УУ предоставляет 21 компания, в том числе два крупнейших российских оператора – ОАО "Ростелеком" и ФГУП "Почта России". Согласно отчету Россвязи, в 2011 г. операторам УУ убытки были возмещены в размере 17,46 млрд руб.
В прошлом году регулятор приостановил проведение конкурсов на право предоставления УУ. Официальная причина – необходимость совершенствования законодательной базы (см. новость ComNews от 29 апреля 2011 г.).
"Считаю, что основная задача системы универсального обслуживания в настоящее время - это ликвидация цифрового неравенства и предоставление базовых услуг связи, возможно, это будут в том числе услуги подвижной радиотелефонной связи и на их основе услуги доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и в первую очередь эти услуги должны оказываться в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах, - рассуждает Олег Духовницкий. - Для дальнейшего развития инфраструктуры связи в таких населенных пунктах необходимо наличие средств в резерве универсального обслуживания - иных источников финансирования у нас нет. Как вариант, действительно, возможно прекращение оказания универсальных услуг связи в Москве, Петербурге и административных центрах субъектов Российской Федерации".
"В Москве сейчас работает 625, в Петербурге - 399 таксофонов. В основном, конечно, они используются как средство связи в чрезвычайной ситуации, но тут очень многое зависит от оператора, - рассказал репортеру ComNews генеральный директор компании "Универсальные платежные средства" (УПС, занимается сбором и обработкой информации об оказанных УУ) Константин Осипов. - Если сам оператор подходит к установке таксофонов вдумчиво, индивидуально, правильно продвигая услугу, обращая внимание на те места, где таксофоны действительно могут быть востребованы, например в больницах, то количество обычных звонков вполне сопоставимо с количеством экстренных вызовов". По данным УПС, из 8,6 тыс. минут таксофонного трафика в Петербурге на экстренные вызовы приходится 1,5 тыс. минут, 4 тыс. минут – на входящие звонки, 1,2 тыс. минут – на междугородную связь и 1,5 тыс. – на универсальную связь. В Москве ситуация иная – при большем количестве таксофонов общий трафик меньше – около 6 тыс. минут, при этом на экстренные вызовы приходится 5,5 тыс. минут и всего около 400 минут на универсальные вызовы и междугородную связь.
"Использование таксофонов как средства связи в чрезвычайных ситуациях - это не совсем то, что было первоначально заложено в концепцию УУ, эта функция скорее должна находиться в ведении МЧС, и я считал бы целесообразным получение дотаций от МЧС в фонд универсального обслуживания, который сейчас формируется исключительно из отчислений операторов", - размышляет Сергей Пехтерев, генеральный директор компании "Сетьтелеком" – спутникового оператора, предоставляющего УУ в разных регионах страны. "Повторюсь, очень многое при использовании таксофонов зависит от оператора, но, конечно, адресно УУ в масштабах страны никто развивать не будет, - сокрушается Константин Осипов. - В целом, по нашему мнению, некоторое количество таксофонов – до десятка – в крупных городах надо оставить, скажем, на вокзалах, чтобы человек, особенно приезжий, имел гарантированное место, откуда он может выйти на связь".
В свою очередь коммерческий директор "Почты России" Денис Василевский в разговоре с репортером ComNews отметил, что предприятие планирует и в дальнейшем участвовать в конкурсах Россвязи на оказание УУ. В числе конкурентных преимуществ "Почты" он назвал шаговую доступность ПКД в крупных городах, а также обеспечение Интернетом тех населенных пунктов, куда не добрались другие операторы связи. "Главным изъяном УУ на данный момент является то, что тарификация, устанавливаемая централизованно – решением Россвязи, не является рыночной, - отметил он. - Мы хотели бы сделать тарифы приближенными к рыночным, чтобы конкурировать с другими операторами, о чем неоднократно просили ведомство. В регионах, где рынок услуг связи уже насыщенный, как в Москве и Петербурге, мы востребованы в меньшей степени именно по причине высоких цен. Однако в столице у нас есть несколько ПКД, которые действуют на основе коммерческих тарифов. Они пользуются популярностью у пользователей".
"Что касается ПКД, то, являясь универсальным средством доступа в Интернет, они должны быть теснейшим образом привязаны к госуслугам и стать не только терминалом для доступа в Интернет, но и для доступа к госуслугам, естественно, бесплатным, - убежден Сергей Пехтерев. - Также хотел отметить, что сворачивание УУ в крупных городах даст копеечный эффект, по сравнению с общими затратами, и сэкономленных средств точно не хватит на дотации операторам сотовой связи для развертывания ими сетей в удаленных районах".
Сами операторы сотовой связи пока не очень охотно комментируют планы Россвязи, признавая, впрочем, саму идею правильной. "Мы поддерживаем идею развертывания сетей мобильной связи вдоль автомобильных дорог и в удаленных и малонаселенных местностях из фонда универсального обслуживания за счет отказа от предоставления универсальных услуг связи в городах и крупных населенных пунктах, где проблема доступа к базовым услугам связи уже решена или может быть решена в краткосрочной перспективе рыночными инструментами", - сказала репортеру ComNews пресс-секретарь ОАО "МТС" Валерия Кузьменко. "Сама идея представляется здравой, - соглашается с ней пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, - но необходимо понимать способы и условия ее реализации. До появления конкретных документов, детально описывающих схему реализации, давать какие-то прогнозы было бы странно". "Мы не готовы давать комментарии по большинству из ваших вопросов, к сожалению", - отметила пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина, добавив, что технически операторы готовы в рамках УУ предоставлять не только голосовые услуги связи, но и доступ в Интернет, а также предоставлять такие услуги совместно. "Участие сотовых операторов в обеспечении населения универсальными услугами связи позволит более рационально расходовать средства резерва универсального обслуживания за счет перераспределения части средств не только на установку таксофонов, но и на строительство мобильных сетей в рамках реализации социальных проектов на удаленных и труднодоступных территориях, где дешевле строить сотовую сеть, чем прокладывать кабель", - добавляет Валерия Кузьменко.
"Я пока не встречался за рубежом с тем, чтобы государство брало на себя обязательства оплатить сотовым операторам покрытие всей территории страны, - рассуждает Сергей Пехтерев. - Как я понимаю, в той же Скандинавии - Норвегии, Швеции, близких нам по географии и плотности населения, - операторы делают это за свой счет, выполняя лицензионные условия. Иначе получается, что оператор оставляет себе прибыль от работы в плотно заселенных районах и вешает убытки на государство, от работы там, где плотность низкая. Для примера, у "Почты России", "Ростелекома", Сбербанка и других федеральных компаний аналогичная ситуация с убыточностью сельских подразделений, но все решается за счет перераспределения доходов внутри компании. Поэтому сначала надо решить, действительно ли необходимо 100%-ное покрытие всех населенных пунктов России сотовой связью, а потом начать думать, за чей счет - самих сотовых операторов или государства - это делать".
Получить представление о том, каким видит "Ростелеком" дальнейшее развитие УУ, вчера не удалось – пресс-служба оператора не ответила на запрос ComNews.
Алексей Рерих, Мария Петрова, Юнна Коцар