Вчера ГКРЧ решила отложить вопрос об использовании полос 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для строительства сетей LTE. Комиссия должна вернуться к его рассмотрению на следующем заседании, когда, как ожидается, будут готовы результаты исследования по возможности оказания услуг 3G в диапазоне 900 МГц.
Против разрешения LTE в 1800-м диапазоне вчера высказались представители нескольких ведомств—членов ГКРЧ. Возражения вызвала та часть решения, которая касалась обременений. В материалах к ГКРЧ предлагалось обязать компанию, желающую развивать такую связь, построить сети во всех населенных пунктах региона с численностью 10 тыс. жителей и более за три года. Позже Минкомсвязь выступила с идеей обязать операторов за пять лет построить сети LTE во всех населенных пунктах с численностью 500 и более жителей.
Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что обременение поставит операторов в неравное положение. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров согласился с этим, но сообщил, что министерство прорабатывает идею распространить подобные обременения не только на желающих строить LTE в диапазоне 1800 МГц, но и на других операторов: для диапазона ниже 1 ГГц предполагается предписать покрыть все населенные пункты размером более 1 тыс. жителей, 1-2 ГГц — более 2 тыс., выше 2 ГГц — более 10 тыс. Такие обременения Минкомсвязь будет продвигать при распределении новых частот, продлении или внесении изменений в ранее выданные разрешения, отметил господин Никифоров. Хотя цифры еще могут "быть уточнены в ходе дискуссии".
Наиболее активно разрешения строить LTE в диапазоне 1800 МГц добивалась "Tele2 Россия". Однако компания была против обременений: в начале недели она представила в правительство оценку строительства сетей в населенных пунктах, где 10 тыс. и более жителей, и вывод, что проект инвестиционно непривлекателен. Вчера в "Tele2 Россия" отказались комментировать итоги заседания ГКРЧ.
Недавно Минкомсвязь договорилась с "большой четверкой", что она добровольно возьмет на себя обязательства по охвату населенных пунктов, где 10 тыс. и более жителей. Однако компании могут строить как 4G-сети, так и 2G, и 3G. При этом Минкомсвязь оценивала затраты в организацию мобильной связи четырьмя компаниями в населенных пунктах, где от 500 до 10 тыс. жителей, в 175 млрд руб. за пять лет.
МТС, "МегаФон", "Вымпелком" и "Ростелеком" — основные владельцы частот в России. Их лицензии 4G действуют до 2022 года. Большинство лицензий 2G у "МегаФона", по материалам Роскомнадзора, действуют до 2015-2018 годов, у "Вымпелкома" — до 2016-2021 годов, у МТС и "Ростелекома" — до 2015-2021 годов. В декабре этого года заканчивается срок действия лицензий МТС на GSM 1800 в Ульяновской области, Кабардино-Балканской Республике, республиках Алтай и Тыва; GSM 900 — в Астраханской области; GSM 900 и 1800 — в республиках Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чувашия и Мордовия, Ставропольском крае и Кемеровской области. В середине 2014 года заканчивается срок действия лицензии на сотовую связь в Забайкальском крае "дочки" МТС "Сибинтертелекома". В середине 2014 года у "дочек" "Ростелекома" "Байкалвесткома", "Нижегородской сотовой связи" и "Скай Линка" заканчивается действие лицензий на оказание сотовых услуг в Бурятии, Ульяновской области, Курганской области соответственно. В то же время "четверка" рассчитывала развивать 3G в диапазоне 900 МГц, то есть ей может потребоваться вносить изменения в лицензии.
"Очевидно, что операторы как коммерческие организации могут осуществлять только окупаемые проекты. Для ликвидации цифрового неравенства и обеспечения услугами связи малонаселенных, удаленных и труднодоступных территорий во всем мире используется механизм универсальной услуги, подразумевающий компенсацию убытков операторов со стороны государства",— говорит представитель "Ростелекома" Валерий Костарев. В МТС, "МегаФоне" и "Вымпелкоме" отказались от комментариев.
Анна Балашова