На начало января в городе насчитывалось менее 17 тыс. подписчиков услуги IPTV. Большая их часть обслуживается в сети «Северо-Западного Телекома» (СЗТ), который к 2010 году подключил к «Авангард ТВ» порядка 13 тыс. абонентов (первые подключения стартовали в конце 2007 года). Еще 1 тыс. абонентов за три недели набрал «Билайн», запустивший ТВ в коммерческую эксплуатацию в декабре прошлого года. Остальные 3 тыс. абонентов поделили между собой интернет-провайдеры InterZet, «Вестколл» и «Элтел». Такие данные приводит ИАА TelecomDaily. Проникновение услуги IPTV в абонентской базе ШПД-провайдеров Петербурга, таким образом, составляет чуть менее 1%. Участники рынка тем не менее планируют выйти на 20-процентное проникновение. На эту цифру ссылался и руководитель департамента дополнительных услуг ОАО «ВымпелКом» Андрей Холодный, комментируя запуск «Билайн ТВ». По его словам, данный проект можно будет считать успешным, если услугой «Билайн ТВ» воспользуется около 20% абонентов домашней сети оператора.
Показатели проникновения по услуге цифрового ТВ в сетях проводных операторов связи все же выше, чем у IPTV, как у отдельного сервиса. Так, оператор ТКТ работает с услугой «Твое ТВ» более трех лет, подключив к ней на начало 2010 года около 40 тыс. абонентов. Проникновение по абонентской базе ШПД (168,5 тыс. пользователей) уже превышает 24%. Но ТКТ — прежде всего кабельный оператор, обеспечивающий аналоговым телевидением большинство домохозяйств города. Если рассчитывать проникновение цифрового ТВ уже по этой базе, то показатель также окажется невразумительным. От IPTV интернет-провайдеров трансляции в цифре у ТКТ отличаются тем, что у оператора отсутствуют дополнительные интерактивные сервисы (перемотка, отложенный просмотр, «видео по запросу»). Однако в ТКТ настаивают, что после модернизации сети по технологии Docsis 3.0 интерактив на услуге появится.
«Минувший год показал, что услуга IPTV заинтересовала всех крупных и подавляющее количество небольших операторов Санкт-Петербурга. И это несмотря на то, что для запуска IPTV требуются немалые затраты. Это говорит о том, что настоящая конкурентная борьба на этом рынке только начинается. Сейчас город четко делится на две рабочие линии — либо ты строишь телевидение сам, либо обращаешься к интегратору», — отмечает руководитель проекта IPTV петербургского филиала «Вестколл» Наталья Тимофеева.
На данный момент IPTV в коммерческом варианте представляет собой уже полностью сформированный продукт, который на базовых пакетах должен выигрывать у «социальной» городской антенны за счет количества каналов (30—45 каналов против 80—100) и привлекать пользователей уникальным контентом (спортивные трансляции, телевидение высокой четкости HD, каналы для взрослых и пр.) на дополнительных пакетах. С запуском услуги у большого числа игроков проблемы начального этапа, такие как нехватка интересного и лицензионного контента или неосведомленность пользователей, отходят на второй план. Но абонентов, по мнению участников рынка, смущает входная стоимость услуги.
«Если бы не стоимость приставок (Set-top-Box), то услуга пользовалась бы очень приличным спросом. Когда мы в тестовом режиме предлагали программный плеер для ПК бесплатно, то счет абонентов шел на тысячи», — говорит директор петербургского филиала «Вестколл» Виктория Тихонова. По ее мнению, провайдеры не стремятся заработать на продаже абонентских устройств и заинтересованы в том, чтобы цена на них была минимальной. В зависимости от функционала приставки (поддержка HD, функций перемотки и пр.) их стоимость в сетях колеблется от 3,5 тыс. до 8 тыс. руб. Провайдеры либо сдают Set-top-Box в аренду (до 300 руб. в месяц), либо предлагают приобрести их в рассрочку сроком до 15 месяцев.
ARPU провайдеров на услуге интернет-доступа продолжает снижаться и в среднем по городу уже опустилось ниже 350 руб. IPTV в качестве VAS-сервиса мог бы поддерживать доходность в домашней сети и в то же время выступать одним из инструментов по формированию абонентской лояльности. Однако не все операторы убеждены, что участникам рынка удастся «раскачать» спрос. «У меня довольно сдержанный прогноз относительно петербургского IPTV. Более перспективными мне кажутся региональные рынки. Потенциал северной столицы удастся раскрыть лишь при активной работе по уменьшению доли нелегального контента и при крайне высоких инвестициях в контент, который позволит конкурировать с распространенными условно бесплатными предложениями», — заметила коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «Ростелеком» Виктория Маслова. Компания «Ростелеком» объявила о выходе на рынок IPTV в конце прошлого года. Оператор готов предоставить уже готовое решение домашним сетям и сейчас ведет переговоры с несколькими провайдерами в регионах СЗФО и в Петербурге.
Единственным провайдером первой «пятерки», который еще не вывел IPTV из тестового режима, остается оператор «ПиН Телеком» (сети «Антхил», «Ниеншанц-Хоум»). «В четвертом квартале 2009 мы запустили ip-телевидение в сети «Антхил», для многих наших пользователей эта услуга оказалась востребованной. В ближайшие месяцы коммерческой эксплуатации не планируется», — рассказала директор по маркетингу компании «ПиН Телеком» Ксения Караджа. По ее мнению, перспективы у петербургского рынка IPTV есть, от провайдеров потребуются дополнительные затраты на стимулирование пользователей и инвестиции в развитие услуги.
Наталья Рыжкова