МТС рассматривает возможность покупки сотовых операторов в Африке и на Ближнем Востоке, заявил в прошлую пятницу на конференции в Макао директор МТС по стратегии Михаэль Хеккер. МТС будет пытаться купить «преимущественно контрольные пакеты» сотовых операторов в указанных регионах, приводит агентство Bloomberg слова г-на Хеккера. Топ-менеджер МТС не назвал конкретных компаний, которые могли бы стать объектами для поглощения. В пресс-службе МТС заявили: «Рынки СНГ остаются приоритетом для МТС. Вместе с тем МТС с интересом смотрит на все быстрорастущие рынки с низким уровнем проникновения сотовой связи». В качестве примера таких рынков в компании назвали Африку, Ближний Восток и Азию.
Материнская компания МТС АФК «Система» рассчитывает получить лицензию на оказание услуг сотовой связи на всей территории Индии. Соответствующую заявку местному регулятору подала принадлежащая «Системе» компания Shyam Telelink. Кроме того, «Система» рассматривает возможность выхода на телекоммуникационные рынки Вьетнама и Индонезии. Конкуренты МТС также активно готовят экспансию за пределы России и стран СНГ. В сентябре этого года «ВымпелКом» объявил о создании совместного предприятия в сфере мобильной связи GTel Mobile во Вьетнаме. Соглашение предусматривает 1 млрд долл. инвестиций со стороны «ВымпелКома». В августе этого года совладелец «ВымпелКома» группа Altimo объявила о покупке 90% акций камбоджийского оператора Sotelco. Участники рынка предполагают, что Altimo приобрела Sotelco для последующей перепродажи «ВымпелКому».
Африканские рынки характеризуются крайне низким уровнем проникновения сотовой связи. По данным компании Informica, в целом в регионе по состоянию на середину прошлого года было 160 млн абонентов сотовой связи, уровень проникновения составлял 16%. В Египте уровень проникновения составлял 18%, в Алжире — 36%, в Тунисе — 62%, в Южной Африке — 71%. На Ближнем Востоке на тот же период было 114 млн сотовых абонентов, уровень проникновения составлял 38%, при этом в Бахрейне, Кувейте, Катаре, ОАЭ и Израиле уровень проникновения близок или превышает 100%.
Аналитик ИК «Атон» Анна Курбатова считает интерес МТС к Африке и Ближнему Востоку логичным. «Эти рынки находятся в сфере интересов оператора, — говорит она. — В указанных регионах есть ряд стран, которые по уровню проникновения и другим ключевым показателям похожи на страны СНГ в тот период, когда там началась активная экспансия российских сотовых операторов».
Директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Юлий Матевосов говорит, что российским операторам лучше выходить на рынки за пределами России и стран СНГ через местного партнера. «У российских операторов есть опыт работы в России и СНГ, которое в принципе мало отличается от России, — говорит он. — В Азии и Африке нужно знать специфику местного рынка, чтобы создавать конкурентоспособные предложения».
Антон Бурсак