Рынок контента начал активно формироваться в России в 2002 году. В 2004 году наблюдался бурный его рост, который составил 200%; объем рынка в денежном выражении достиг $300 млн. В этом году рост рынка продолжится, однако таким бурным он уже не будет – «всего» +100% или $600 млн.
В регионах рост происходит быстрее за счет роста самого рынка сотовой связи (в двух столицах уровень проникновения уже превысил 100%).
Билайн лидирует
98% дохода на рынке приносят операторы «большой тройки» - МТС, Билайн и МегаФон. Лидером по объемам продаж контента является Билайн; этому способствует специальная партнерская программа beepartner, собственный контент (BeeOnLine, Хамелеон), а также особенности инфраструктуры сети: контент-провайдер, заключая договор с Билайном, получает доступ сразу ко всей общероссийской сети оператора, а не к отдельно взятым регионам.
Пирога хотят все
В России сегодня, по разным оценкам, от 150 до 250 контент-провайдеров. Их ряды активно пополняются новыми типами игроков: «провайдерствовать» идут розничные сети, производители аппаратного и программного обеспечения, разработчики компьютерных игр (они выходят на рынок с мобильными играми). В этом году ожидается выход на российский рынок крупных международных игроков; российские компании также выходят на мировой рынок.
Картинки и мелодии впереди всех
Из всех видов контента наиболее популярна так называемая кастомизация (логотипы, мелодии, картинки и т.п.), – в 2004 году она принесла в целом $130 млн. За ней идут переживающие сейчас бум интерактивные сервисы и мобильный маркетинг: $60 млн. в 2004 году. Общение и знакомства принесли в 2004 году $40 млн., игры (также переживающие период роста) - $18 млн.
Сокращается доля информационно-развлекательных услуг ($42 млн. в 2004). Зато наблюдается тенденция роста у таких видов контента, как интерактивные проекты со СМИ (например, лента новостей от «Делового Петербурга» для абонентов Би Лайн), общение и бизнес-услуги. Сегодня же бизнес-сегмент практически не развит: вместе с услугами автоматического определения местоположения он занимает только 1% всего рынка ($3 млн.) Такое распределение долей вполне логично, поскольку основным потребителем контента является молодежь в возрасте до 25 лет.
Трубки, операторы, пираты и лицензии
Оксаны Мусанова, специалист по маркетингу компании «Восточный Ветер», среди факторов, тормозящих развитие рынка, отмечает, во-первых, технические проблемы с абонентскими терминалами: они все разнообразны и несовместимы друг с другом, кроме того, на руках у потребителей находится большое количество устаревших моделей. Во-вторых, пиратство: оно на руку потребителям, но невыгодно контент-провайдерам. В-третьих, контент-провайдерам необходимо получать лицензию на предоставление телематических услуг. Четвертый фактор – это схемы взаимодействия операторов и контент-провайдеров: существующая плата за подключение коротких номеров, абонентская плата за исходящий трафик, плата за входящий трафик, а также распределение доходов с явным преимуществом в пользу оператора (он забирает в итоге больше половины стоимости услуги).
Пятая причина чисто техническая: методы доставки контента потребителю. Не все телефоны корректно распознают SMS с текстом WAP-ссылки, не все абоненты в состоянии настроить WAP, само соединение (в случае с GPRS) часто бывает медленным и нестабильным – закачать заказанный медиаэлемент становится невозможным.
Лукавые тарифы
Отсюда вытекает и шестая причина: тарификация услуг. Ситуация, при которой тарифицируется факт запроса, а не факт получения услуги, является неправильной. Кроме того, помимо самого контента тарифицируется трафик, причем с округлением в большую сторону и с большим шагом тарификации. А стоимость трафика превышает все разумные пределы: до $10 за мегабайт – стоимость закачки одного медиаэлемента для абонента может в итоге и удвоиться, и утроиться – многие не ожидают подобного «обмана» и закачкой контента в дальнейшем пренебрегают.
Кроме того, нет разделения трафика на внутренний и внешний, как это принято за рубежом: скачивание файла из локальной сети оператора обходится значительно дешевле файла из «обычного» Интернета или вовсе бесплатно – поэтому «у них» абонент платит за контент ровно столько, сколько видит в рекламном материале.