Это уже не первая покупка «Пин Групп» на телекоммуникационном пространстве Петербурга. В июле 2006 года компания стала собственником ООО «Сател», работающим с юридическими лицами. В феврале 2007 года «Пин Групп» приобрела ООО «Райнет», работавшее под маркой «Антхилл» и представлявшее собой объединенных двумя годами ранее домашних провайдеров - DiAlink, «РКС-Ржевка», Paradise.Net. В августе 2007 года холдинг пополнился ООО «Микронет», в октябре того же года к группе присоединилось ООО «Широкополосный Интернет», а в 2008 году – ООО «Евролинк» и провайдер SunTel. С середины июля все провайдеры начали предоставлять услуги под единым брендом Anthill.
В октябре завершилась сделка по покупке ООО «Дженерал Нэт», работающее в Невском районе города. Директор по маркетингу «Пин Групп» Ксения Караджа в телефонной беседе с корреспондентом IP-News подтвердила факт покупки, однако отказалась давать подробные комментарии по этому вопросу. В «Дженерал Нэт» также не стали рассказывать о сделке.
«С учетом кризиса сделку можно оценить в $2-,2,5 млн., - полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева. - Как правило, продажа таких операторов сейчас происходит в диапазоне 0,8-1,2 годовой выручки. Чаще всего сделки происходят в рамках увеличения игроками среднего размера своего бизнеса. Крупные игроки также могут выступать в качестве покупателей, но для них такие активы чаще всего служат инструментом быстрого выхода на новый рынок. Основной интерес в подобных операторах, как правило, представляют клиентская база, в том числе возможность захода в закрытые объекты (например, бизнес-центры), а также инфраструктура. Впрочем, последний момент не столь принципиален. Более значима именно клиентская база, так как небольшие игроки нередко имеют достаточно лояльных абонентов».
Некоторые игроки рынка отмечают, что все предыдущие покупки «Пин Групп» нельзя назвать удачными из-за качества работы и инфраструктуры приобретенных сетей. «Эти сделки сопровождались какой-то неразберихой в работе операторов, был даже отток абонентов, - говорит источник IP-News. – «Дженерал Нэт» сетка неплохая, но уже и там сейчас абоненты жалуются - начались какие-то хозяйственные проблемы».
«Любая покупка – это стресс для компании, поэтому какой-то процент оттока абонентов неизбежен, - уверен исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер. - Недовольные переменами абоненты всегда найдутся, да и несогласованность действий различного рода всегда может возникнуть. Например, когда мы покупали сеть CityGate пару месяцев назад, то потеряли целый дом, в котором было 1200 абонентов, почти 8% от всей сети. Это много. И произошло это из-за банальных вещей: своевременно не была достигнута договоренность по перезаключению договоров на новое юридическое лицо с председателем ТСЖ. Одновременно с этим появился «Юнет», который предложил председателю деньги в обмен на эксклюзив».
Как полагает гендиректор «Рустелекома» Юрий Брюквин, радикального влияния на рынок сделка «Антхилла» не окажет. «Долю «Антхилла» и «Дженерал Нэт» по абонентской базе мы оцениваем как 3 к 1, - говорит Юрий Брюквин. - У «Антхилла» порядка 21 тыс. абонентов, у «Дженерал Нэт» - около 7 тысяч. В Петербурге порядка 1,2 млн. домохозяйств, поэтому увеличение числа абонентов «Антхилла» до 28 тысяч не скажется на позициях компании на рынке. Хотя само по себе увеличение абонентской базы на 33% можно назвать существенным».
При этом в Невском районе работает еще порядка 7 провайдеров. Этот факт, по мнению Андрея Шпедера, может повлиять на абонентскую базу «Антхилла», но уже в меньшую сторону. «В сделке «Дженерал Нэт» - «Пин Групп» выиграли в первую очередь конкуренты, те, кто в ней не участвовал, потому что сейчас они начнут «раздирать» абонентов оператора», - уверен г-н Шпедер.
В целом же аналитики отмечают, что хотя «Дженерал Нэт» — не первый провайдер, поглощенный холдингом «Пин Групп», никакого синергетического эффекта от этих сделок M&A не наблюдается. «Стратегия развития группы компаний по-прежнему остается неясной, - говорит г-н Брюквин. - Холдинг инвестирует в различные сегменты телекоммуникационного рынка, но ни в одном из них так и не занял ведущих позиций».
Андрей Шпедер вспоминает, что «Пин Групп» ранее заявляла о намерениях стать провайдером городского уровня, поэтому давно искала, кого купить. «А вот продажа именно «Дженерал Нэт» была для меня неожиданной, - удивляется Андрей Шпедер. - Хотя понятно, что сетям такого уровня сейчас приходится нелегко и, возможно, как раз сейчас самое лучшее время для продажи таких активов, со временем они дороже не будут».
Наталия Нелюбина