На вчерашнем заседании ГКРЧ разрешила использовать полосы частот 890-915 МГц и 935-960 МГц для технологии 3G, а полосы 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц — для стандарта LTE. До сих пор перечисленные полосы частот использовались для связи 2G. Возможность строить LTE в диапазоне 1800 МГц несколько лет добивалась "Tele2 Россия". Вопрос несколько раз попадал в повестку ГКРЧ, но до сих пор откладывался. Сначала против выступила "большая четверка": по ее мнению, оператор, построивший сеть 4G в диапазоне 1800 МГц, может столкнуться с помехами при оказании услуг 2G на тех же частотах. Но опыты "Tele2 Россия" и НИИ радио это опровергли. Потом Минкомсвязь выступила с идеей, что вместе с разрешением использовать диапазон 2G для развития 4G компании должны получать дополнительные обременения по охвату небольших населенных пунктов. Так, компания, желающая построить LTE, должна за три года построить сеть во всех точках с населением от 10 тыс. человек.
Позже министерство предложило обязать операторов построить за пять лет сети LTE во всех населенных пунктах с численностью от 500 жителей. Но против этого выступила Федеральная антимонопольная служба, заявив, что такое обременение поставит операторов в неравное положение.
В итоге на текущее заседание ГКРЧ был вынесен вопрос об обременениях для всех сотовых операторов. Компании, продлевающие или вновь получающие лицензии на использование частот в диапазонах менее 1 ГГц, будут обязаны за семь лет покрыть связью все пункты с населением от 1 тыс. человек, в диапазоне от 1 до 2,2 ГГц — от 2 тыс. человек, а в полосах 2,2-3 ГГц — от 10 тыс. Речь идет о населенных пунктах, расположенных на территории, где компания имеет соответствующий частотный ресурс. Те операторы, которые лишь вносят изменения в ранее выданные разрешения на частоты, к примеру, будут на сетях 2G строить 3G и 4G, должны будут покрыть связью города с населением от 10 тыс. человек.
В "Tele2 Россия" вчера подтвердили, что намерены использовать имеющиеся у них частоты 1800 МГц для строительства 4G, пообещав детализировать план по запуску таких сетей позже. Ранее оператор жаловался, что проект с покрытием LTE городов от 10 тыс. человек будет инвестиционно непривлекательным: капитальные затраты составят 23 млрд руб., операционные — 20 млрд руб.
Готовы воспользоваться решением ГКРЧ и другие региональные операторы. К строительству сетей LTE на всей лицензионной территории готова приступить компания "Екатеринбург-2000" (бренд "Мотив"), заверила ее представитель Алена Ярушина. Также говорят и в поволжском операторе СМАРТС. Его гендиректор Александр Курочкин подчеркивает, что оператор уже присутствует в населенных пунктах от 2 тыс. человек: "Нам достаточно будет только сделать апгрейд оборудования". Готов строить сеть 4G и "Таттелеком", летом купивший казанские активы СМАРТС. По словам заместителя гендиректора компании Дениса Улесова, за два года оператор планирует установить в Татарстане 800 базовых станций, в том числе позволяющих оказывать услуги в стандарте LTE. Затраты оцениваются в 500 млн руб.
Зато представители "большой четверки" пока осторожно комментируют, воспользуются ли они разрешением ГКРЧ. МТС будет подходить к этому вопросу исходя из коммерческой целесообразности, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. При этом МТС придется обновлять существующие лицензии на 900/1800 МГц не раньше 2018 года. В "МегаФоне" также не исключают использования имеющихся частот для развития 3G и 4G, но "с учетом оценки затрат". "МегаФону" нужно будет продлевать лицензии 2G в 2015-2016 годах. В "Вымпелкоме" обещают "изучить" решение ГКРЧ. Вопрос обременений в компании не прокомментировали.
В "Ростелекоме" говорят, что им было бы интересно строить сети 3G на 900 МГц и 4G на 1800 МГц. "Чтобы полностью раскрыть скоростные возможности LTE — 100 Мбит/с и более, нужно строить сети в полосах общей шириной 100 МГц. Полос такой ширины в одном диапазоне просто нет, поэтому чем больше диапазонов доступно для строительства сетей, тем лучше",— отметил представитель компании Валерий Костарев. При этом обременения, считают в "Ростелекоме", должны быть двусторонними. Например, государство могло бы помочь операторам с выделением и оформлением земельных участков для строительства объектов связи, ввести льготный режим налогообложения для неокупаемых сетей и применить другие меры для снижения затрат компаний. Впрочем, в ближайшем будущем вопрос перестанет быть актуальным для "Ростелекома", так как компания готовится передать свои мобильные активы и лицензии в совместное предприятие с "Tele2 Россия".
Анна Балашова, Ольга Кудрина