– Георгий, каким был 2022 год для отечественного рынка дистрибуции? Какие основные изменения произошли на нем?
– 2022 год навсегда останется в памяти всех участников отечественного ИТ-рынка как «год великого перелома». Еще бы – страну покинули крупнейшие западные вендоры, которые являлись ключевым элементом в принятой двухуровневой модели канальных продаж. При всем уважении к отечественным производителям и новым иностранным поставщикам их степень влияния на рынок пока еще не сравнима с той, которая была у мировых ИТ-грандов. Но рынок стремительно меняется, и какими будут новые правила на нем, зависит от в первую очередь от тех, кто предлагает на нем свои продукты.
Большинство производителей сохраняет верность двухуровневой модели, так как быстрый рост в освободившихся нишах требует от них экстраординарных усилий и опора на существующий дистрибуторский канал является важным подспорьем. Поэтому они не готовы отказываться от неё. Впрочем, даже при сохранении модели, на самом рынке все смешалось – дистрибуторы развивают собственные продукты, производители – свои прямые каналы, некоторые ИТ-компании занялись нишевой дистрибуцией, а другие предлагают свои разработки софта и железа. И, чтобы все это упорядочилось, потребуется несколько лет.
Вице-президент OCS Distribution Георгий Козелецкий
– Как отразились события года на бизнесе, структуре, кадровом потенциале дистрибуторов? С каким багажом вы и коллеги по рынку входите в 2023 год?
– Дистрибуция никуда не денется – и роль дистрибуторов велика на любом рынке, и страна большая, и её ИТ-рынок по-прежнему не маленький (один-два триллиона рублей, кто как считает). Да – он теперь значительно отрезан от мирового, да - он пойдет по собственному пути, который в значительной мере будет определяться политическими решениями – внешними и внутренними, да – бюджеты будут сокращаться, но потребность в ИТ настолько глубоко проникла в нашу жизнь, а слово «цифровизация» даже набило оскомину, что можно уверенно смотреть в будущее.
– Каких итогов года ожидает ваша компания? Если итоги уже подведены, поделитесь, пожалуйста.
– Наш главный итог в том, что мы смогли адаптироваться к ситуации, найти новых поставщиков, новые логистические пути, реструктурировать компанию. Некоторые отечественные производители показали кратный рост, но они еще не скоро смогут закрыть все существующие ниши спроса, так что закупки у иностранных компаний, то есть импорт, останутся функцией дистрибуторов – и старых, и вновь возникающих.
К положительным результатам года можно отнести то, что самые пессимистические прогнозы не сбылись и падение ИТ-рынка оказалось меньше ожидаемого. Впрочем, все предыдущие кризисы приучили нас к тому, что основное падение происходит на второй год, так что прогноз на 2023 год – рост будет негативным. Однако, рынок, в который раз продемонстрировав свою живучесть, продолжит развиваться и перестраиваться, хотя и продолжит падать в объемах.
– Ваши прогнозы на 2023 год. Что может оказаться самым сложным, как это планируется преодолеть? А в чем можно надеяться на стабилизацию ситуации и рост показателей?
– Компания OCS перестроила и свой продуктовый портфель, и свою структуру, и методы работы – нам по-прежнему есть что предложить нашим партнерам. Рассказывать об этом можно долго, но не хочется этого делать это в стиле «космических кораблей, бороздящих просторы вселенной». Участников рынка, то есть наших партнеров, интересуют конкретные вопросы, товары, сервисы и услуги, так что приглашаю всех к нам – на встречи в офлайн- и онлайн-форматах.
– Большое спасибо за беседу!