– Игорь, можно ли, на ваш взгляд, вывести несколько правил, которые должны действовать для успешного онлайн-обучения?
– Самая важная составляющая успешного онлайн-образования – умение педагога удержать внимание аудитории. Техническая сторона дела – канал, компьютер, ВКС, это все решаемо. А контакт с людьми очень тяжел даже для тех педагогов, кто на очных уроках прекрасно держит аудиторию. Если ученик переключается, теряет концентрацию, тренер должен это уловить. Нужна либо высочайшая самодисциплина у студентов, либо безумно интересный, адаптированный под канал распространения контент, либо и то, и другое. Когда мы переводили свои семинары в режим онлайн, часть наших инженеров научились вести вебинары на удивление хорошо, но это не обязательно те же самые инженеры, кто виртуозно преподает очно.
Коммерческий директор компании Treolan Игорь Белик
Вообще же, ИТ-бизнес, связанный с продажей и сопровождением железа, с обучением мало завязан. Даже, скорее, у нас есть другого рода наблюдения. Всплеск интереса к онлайн-образованию в ИТ был лет 15-20 назад, когда только начали появляться специализированные онлайн-курсы, которые учили новым технологиям. Сейчас большого интереса к онлайн-образованию мы не замечаем. Как, надо признаться, и к обучению технических специалистов в целом. На заре ИТ-индустрии обучаться было очень популярным. Сейчас появилось столько качественного контента в Интернете, что потребность в обучении существенно снизилась. Многие новые технологии действительно можно освоить самостоятельно. Продукт становится предельно дружелюбным: настроить сервер, например, теперь гораздо проще, чем 10 лет назад. Это, кстати, создает нам некоторые проблемы: классическая модель дистрибуции с добавленной стоимостью порой не складывается. Мы по себе замечаем, что чаще стимулируем своих специалистов к личному образованию, чем отправляем на семинары.
Так что в образовании не ИТ сейчас двигатель прогресса. Конечно, есть ИТ-компании, которые специализируются на образовании, делают контент для курсов. Но и для образовательных академий кризис, как ни парадоксально, оказался не очень позитивным. Казалось, что люди в кризис будут за дистанционное обучение. Но запуск соответствующих процессов требует массы согласований. В ситуации локдауна, когда все по домам, это не очень просто.
– Каким категориям обучающихся было проще всего перейти на дистанционку весной 2020 года? Почему?
– Был период, когда практически во всех семьях одновременно проводили совещания и учились, нагрузка на каналы возросла, некоторые дополнительно провели оптические линии. Проще всего было детям, дошкольникам, которым не с чем сравнить удаленные занятия по подготовке к школе. Им было просто интересно позаниматься за компьютером.
По направлениям обучения в наибольшем выигрыше оказались языковые курсы. Их слушатели без особых проблем перешли в конференции, и, мне кажется, они больше оттуда не вернутся, этот контент доводится через Интернет не менее качественно, чем в оффлайне.
Можно сказать, что улучшилось положение школьников и студентов, которые в силу разных причин и раньше не посещали школу регулярно или не посещали очных уроков вовсе. Качество контента, которое они получали весной 2020 года, сравнялось с общим.
– А кому пришлось тяжелее всего, почему? Что можно сделать учебным заведениям и семьям для того, чтоб в будущем эти проблемы не повторялись?
– По моим личным наблюдениям, особенно тяжело пришлось старшим школьникам и студентам - из-за отсутствия общения, контакта со сверстниками и преподавателями, даже если претензий к контенту не было.
Кроме того, в школьном образовании есть СНИПы и нормы, запрещающие использование ребенком компьютера свыше определенного числа часов. Думаю, что школьное образование остаться дистанционным не может никак. Детям это интересно, но это не есть хорошо. Мы не должны отказываться от очной школы, в онлайне качество школьного образования страдает.
Но самое неприятное – что период дистанционной учебы вскрыл проблемы цифровой дискриминации. Запуск программ цифровизации в образовании направлен на то, чтобы унифицировать школу в любом месте в стране по программному и аппаратному обеспечению. Школы делают однотипными, это правильно, не должно быть привилегированных школ в богатых субъектах. Регионы получают из бюджета деньги и покупают оборудование. Если городу и селу давать равные возможности, жители сел смогут разобраться с технологиями не хуже, чем горожане.
Но даже это не решает проблему с надомным образованием учеников. Дети из семей, где есть высокоскоростной Интернет, качественные поставщики контента и гаджеты у каждого, были в преимущественном положении по сравнению с теми детьми, у которых нет хорошего Интернета и один компьютер в семье на всех. Если переводить всех учеников страны на онлайн - нужно всем выдавать одинаковые устройства для доставки контента, чтоб более модная железка не могла дать преимущества. Это неравенство необходимо пресечь на корню, это страшнее, чем субъективное «нравятся – не нравятся». Это равносильно тому, как если бы за деньги состоятельных учеников сажали ближе к учителю, чтоб ученики лучше слышали, а у кого нет денег – тех отправляли в отдельный класс подальше от учителя.
Бездумное внедрение дистанционной учебы приведет к еще большему расслоению общества, тогда как государственное образование призвано именно что снижать этот разрыв. Нужно следить за тем, чтобы технологии не позволяли отдельным людям получать меньше доступа к контенту. Государство, к счастью, это понимает и этого боится. Технологии не должны быть дифференциаторами людей, менять качество образования! Большое волнение вызывает прежде всего этот вопрос, со всем остальным и педагоги, и ученики, и родители справятся.
– Как вы оцениваете готовность государства, образовательных госструктур к дистанционному образованию?
– Пока что никто не готов. Все уроки, весь образовательный контент перевести в онлайн – это большой челлендж. Опыт показал, что школы уже способны перенести часть образовательных программ в онлайн, но мне кажется, что ни один из учителей не готов отвечать за качество этого образования. К тому же, как я уже сказал, если регулятор обяжет всех вести уроки дистанционно, при этом не снабдив всех учеников равными техническими средствами - проблемы дискриминации не избежать.
– Поделитесь, пожалуйста, собственным опытом участия в проектах, так или иначе связанных и дистанционной работой образовательных учреждений.
– Поставками оборудования в школы и вузы мы занимались, но для очного обучения. Знаю, что с этой же техники учителям приходилось вести занятия удаленно. С большим уважением отношусь к учителям, которые смогли как-то пережить этот период.
– Как вы считаете, в каком соотношении образование ближайшего будущего могло бы сочетать в себе очные и дистанционные технологии?
– Жизнь показала, что онлайн позволяет решать массу проблем. Особенно в части обычной деятельности. Например, даже консерваторы теперь будут более свободно отпускать людей на удаленку, мир стал немного новым. Но там, где есть элемент творчества, нужен личный контакт. Голос - это только 7 % информации при общении, нужно видеть человека, и даже современная ВКС всего не передаст. Кризис помог наглядно понять, какие процессы мы можем перевести в режим онлайн-общения, а что в онлайне не работает. В целом, некоторые вещи в онлайне работают не хуже, но пока мы не нашли ни одного процесса, который в онлайн-варианте был бы лучше.
Также и школа будущего - это баланс. Мы все реально убеждены, что надо учиться искать баланс между онлайн- и оффлайн-доставкой контента. Никакой оды онлайн-обучению петь не хочется.
– Большое спасибо за беседу!