Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об услугах, которые компания «Ростелеком» предоставляет в СЗФО и о количестве абонентов на текущий момент.
- «Ростелеком» предоставляет самый широкий спектр инфокоммуникационных услуг не только на Северо-Западе, но и во всей России. Мы реализуем все три направления, которые сейчас востребованы клиентом: голосовые коммуникации, передача и прием данных (то есть Интернет), телевидение (в том числе VOD).
Абонентская база «Ростелекома» в Северо-Западном федеральном округе в настоящее по всем услугам связи составляет около 4 млн. абонентов, без учета абонентов дочерних обществ, в том числе в Санкт-Петербурге – порядка 1,8 млн. абонентов.
Под каким основным трендом проходил текущий год? Какие запоминающиеся или знаковые события произошли в компании в целом и в Северо-Западном регионе?
- Особенностью развития отрасли в последнее время является замедление рынка фиксированной связи. Основными драйверами стали ШПД, передача данных, платное ТВ (КТВ/IP TV). Набирают популярность OTT-сервисы, запущенные фиксированными и сотовыми операторами. Также идёт запуск сетей LTE и расширяется зона покрытия.
«Ростелеком», следуя за потребностями клиентов, предоставляет интересные пакетные услуги ШПД и IPTV (акции: «Все включено», «Нон-стоп», «Все реально»), запускает новые услуги и сервисы: количество каналов IPTV достигло 187, появились сервис «Караоке», эксклюзивный «Канал Деда Мороза», подписки «Детский клуб» и «Picture box», интеграция сервиса Zabava в SmartTV (LG). Также мы расширяем возможности наших облачных сервисов.
Другое важное событие компании на территории СЗФО — интеграция бизнеса РТК и дочерних компаний, в первую очередь - крупнейшего кабельного оператора Петербурга – ТКТ (бренды «Твое TV», «Твой Интернет», «Твой Телефон», «Твой Умный Дом»). Теперь мы предоставляем единый пакет услуг.
Если же говорить о конкретных технических, технологических усовершенствованиях, то это безостановочный процесс. Мы ежедневно что-то прокладываем, устанавливаем, делаем что-то новое. Так, в Петербурге мы подключили к нашим сетям 90 % нового жилья. Для «вторичного фонда» мы продолжали программу модернизации технологии предоставления услуг. Сейчас среди наших услуг наибольшим спросом пользуется ШПД с IP TV. Технологию DSL — ту, где сейчас наша основная абонентская база, - мы меняем на технологии PON и DOCSIS.
Насколько удачным финансово был год? Какие сегменты услуг принесли наибольший, а какие – самый низкий доход или даже убыток?
- Акционерами были установлены для компании достаточно амбициозные цели на 2013 г.од: удержать лидирующие позиции, наращивать абонентскую базу новых услуг ШПД и IPTV, увеличивать ARPU. В целом компания успешно справилось с поставленными целями, все необходимые плановые показатели достигнуты. Если рассматривать нашу позицию на рынке относительно других игроков, то мы в первую очередь двигаемся вперед по тем направлениям, которые востребованы и актуальны: ШПД и IPTV. Здесь мы «прирастаем» чуть выше рынка. В связи с тем, что изменилась сама структура потребления (меньше разговаривают с фиксированного телефона, больше пользуются мобильным), показатель по «традиционным» услугам — голосу и фиксированной телефонии, междугородней связи – снижается.
В 2013 году «Ростелеком» продолжал наращивать потенциал для предоставления новых услуг на базе оптических сетей в массовом сегменте рынка. В корпоративном сегменте получены значимые результаты в предоставлении услуг VPN, внедрены новые сервисы на базе облачных услуг.
Наблюдается ли активный переход абонентов из сетей DSL на PON, является ли этот процесс естественным (абоненты «тянутся» за скоростью, лучшим качеством и т. п.) или как-то стимулируется «Ростелекомом»?
- Не совсем верно считать DSL, т. е. цифровую абонентскую линию, устаревшей технологией. Она не устарела, она просто не удовлетворяет потребности клиента сегодня в том варианте, в каком сейчас предоставляются услуги: в виде пакета. Одному потребителю достаточно иметь доступ к СМИ, социальным сетям, электронной почте. Есть разные виды DSL (DSL+, HDSL), на которых, в зависимости от протяженности и состояния линии, можно «разгоняться» до 20 Мбит/сек. Этого хватает даже для передачи видео.
С другой стороны, переход абонентов с медных сетей на оптику – важная сфера деятельности компании. Активным такой переход назвать сложно, так как абоненты после подключения нечасто интересуются изменениями в тарифной политике своего оператора. Их интерес заметно усиливается при обращении с предложениями со стороны своего или альтернативного провайдера.
По этой причине «Ростелеком» проводит планомерную работу по информированию и переводу абонентов на современную оптическую сеть. Благодаря такой работе, в 2013 году около 10 % абонентской базы в Межрегиональном Филиале «Северо-Запад» (МРФ СЗ) переведено с DSL на технологии PON/FTTx/DOCSIS. В дальнейшем, по мере расширения оптической сети, мы планируем существенно увеличить эту долю. Важно отметить, что значительное количество абонентов при этом получает возможность подключить и IPTV. По ряду регионов дополнительные продажи IPTV при миграции на оптику составляют до 50 %.
Есть ли данные, как соотносится в Петербурге и области количество абонентов DSL и PON, и какие прогнозы делаются на будущий год?
- Сейчас в Петербурге, с учетом присоединения к «Ростелекому» компании ТКТ, около 40 % абонентов на DSL, 25 % на PON, 35 % на DOCSIS.
На самом деле, мы ориентируемся больше не на абонентскую базу, а на проникновение оптики в домохозяйства. Ведь если мы «подошли» к дому с оптикой, значит, все квартиры в этом доме могут быть охвачены сетью, мы сможем подключить любую квартиру как по FTTP, так и по PON.
В планах на следующий год у нас продолжение развития оптической сети и перевод абонентов на современные технологии, поддерживающие высокое качество сервисов и обслуживания.
Планируется к концу года иметь 44 % домохозяйств Петербурга, охваченных оптикой. К концу 2015 года наша цель — достигнуть отметки в 90 % домохозяйств, имеющих возможность подключения к «Ростелекому» по новым технологиям.
На какой стадии сейчас интеграция «Ростелекома» с ТКТ, какие мероприятия проводятся?
- ТКТ теперь не отдельное юридическое лицо, компания вошла в состав Петербургского филиала «Ростелекома». До какого-то времени наши бизнес-процессы шли параллельно, сейчас в какой-то области они уже унифицированы, интегрированы, но резких изменений допускать нельзя, это связано с обслуживанием клиентов.
На сегодняшний день автоматизированы и приведены к стандартам ОАО «Ростелеком» бизнес-процессы предоставления услуг Интернет и платного телевидения по новым для МРФ СЗ технологиям - DOCSIS и DVB-C. Абоненты, заключающие договор после объединения, получают единый счет за услуги, могут воспользоваться всеми действующими маркетинговыми акциями и пакетными предложениями ОАО «Ростелеком». Для действующих абонентов обеих Компаний интеграция прошла бесшовно: услуги продолжают оказываться в прежнем режиме.
Как новая программа «Ростелекома» по развитию ШПД и «Интерактивного ТВ», рассчитанная до 2018 года, будет реализовываться на Северо-Западе?
- ШПД, по сути, — основа всех сервисов. «Интерактивное ТВ» — одна из услуг, которые можно получить по широкополосному доступу.
Программа развития сетевых ресурсов предусматривает наращивание сетевых ресурсов оптической инфраструктуры на базе технологии PON/FTTx для увеличения покрытия оптикой территорий СЗФО, а также увеличение пропускной способности сети. Нам важно обеспечить качество предоставления услуг ШПД и IPTV с учетом роста количества транслируемых каналов в среднесрочной перспективе минимум до 250, а также увеличить потребление контента высокого разрешения: просмотр фильмов в UHD и HD, VoD, интерактивные сервисы, OTT, облачные сервисы, on-line обучение, сетевые игры, улучшение детализации игры за счет графики.
Конкретные показатели по региону уточняются при формировании годовых и среднесрочных планов развития компании.
Думаю, через год-два IPTV не будет, как сейчас, отдельной услугой, а будет входить в стандартный набор: подключая IPTV, пользователь автоматически получит домашний Интернет, там же будет и «голос», и так далее. Задача — создание технологической инфраструктуры для предоставления полноценного телекоммуникационного сервиса. Сегодня мы предоставляем то, что требуется рынку.
Мы не хотим стать просто оператором, предоставляющим канал для пропуска трафика. Мы хотим стать контентопроизводящим оператором — используя собственные ресурсы и ресурсы наших партнеров.
В IPTV мы не только расширяем пакет каналов, но и «производим» собственные каналы (например, «Канал Деда Мороза»), развиваем ОТТ (доступ к легальному аудио- и видеоконтенту).
В инвестиционных направлениях деятельности Северо-Западного филиала существует несколько программ, из которых основные — переход на ШПД (почти треть всех средств), расширение ядра сети (распределение нагрузки на сеть). Есть ряд проектов, затрагивающих OSS/BSS системы, то есть системы управления бизнесом, позволяющие подстроиться под клиента. Есть проекты, направленные на корпоративный сегмент.
Какие акции и новые продукты на массовом рынке мы можем ожидать в новом году?
- Мы планируем продолжать улучшение качества и потребительской привлекательности наших услуг и запустим много новых сервисов и «апгрейдов» своих продуктов. Из новшеств: развитие концепции ОТТ (smart TV), реализация проекта «умный дом», запуск проекта all IP, запуск бонусной программы.
Как в минувшем году проводилась работа «Ростелекома» с корпоративным сегментом, каковы ее итоги?
- В корпоративном сегменте у нас разная ситуация в зависимости от региона. В Ленинградской области мы в полной мере используем созданную инфраструктуру, поэтому там наши позиции даже лучше, чем непосредственно в Санкт-Петербурге.
Работа с корпоративными клиентами велась активно. К примеру, было реализовано несколько крупных проектов, партнерские соглашения были подписаны с Конгрессно-выставочным центром «Экспофорум» (примечательно, что только у «Ростелекома» есть с ними партнерский договор); с «Воздушными Воротами Северной Столицы» - аэропортом Пулково; с «Невской ратушей». «Ростелеком» подключил 101 канал передачи данных для организации городской системы оповещения РАСЦО.
Особенно хотелось бы отметить один важный для всего Петербурга проект, который был назван достижением для города в пресс-релизе губернатора Георгия Полтавченко. Речь идет о проекте по объединению объектов для «Городского Мониторингового Центра».
В 2014 году у нас есть все предпосылки для еще более плодотворной работы: в инвестиционной программе предусмотрены дополнительные средства.
Несколько слов о взаимодействии с операторским сегментом. Появились ли какие-то итоги кампании по борьбе с нелегальным присутствием в телефонной канализации «Ростелекома» сторонних операторов?
- Наш филиал взаимодействует на территории СЗФО с 450 операторами связи, обслуживая порядка 2100 договоров на предоставление широкого спектра услуг: присоединение и пропуск телефонного трафика, услуги сети передачи данных, организация и предоставление каналов связи, размещение на объектах связи телекоммуникационного оборудования и предоставление места в кабельной канализации. Уже несколько лет наблюдается падение операторского спроса на региональные сетевые ресурсы, ведь крупные операторы активно строят собственную инфраструктуру. Цены на услуги сети передачи данных снижаются. Несмотря на это, нам удается «быть в плюсе». Но мы понимаем, что останавливаться на достигнутом нельзя, так как операторский рынок очень изменчив.
Мы развиваем сервисы для операторов. Например, в декабре 2013 года мы запустили в опытную эксплуатацию «Личный кабинет оператора связи», который позволит создать дополнительный дистанционный канал взаимодействия и обслуживания операторов связи на территории Санкт-Петербурга, затем и на всей территории деятельности нашего филиала.
В отношении нелегального присутствия операторов связи в телефонной канализации «Ростелекома», мы и дальше намерены проводить планомерную работу по инвентаризации кабельных линий связи, находящихся в наших ЛКС. И это относится не только к Санкт-Петербургу.
Вместе с тем, к концу года у «Ростелекома Северо-Запад» состоялись договоренности о легализации кабельных линий с четырьмя операторами связи. Сейчас проводится подготовительная работа в этом направлении еще с тремя операторами.
Можно ли говорить о какой-то региональной специфике внутри СЗФО. Какие регионы являются лидерами у филиала?
- Оценка может быть разной. Наибольший вклад в бюджет приносит Петербургский филиал, в ведении которого находится Санкт-Петербург и Ленинградская область. Это естественно, ведь население федерального округа более всего сконцентрировано именно здесь. Значит, основные деньги и услуги тоже будут здесь. По объему натуральных показателей (абонентской базе), по выручке, конечно, лидером всегда будет Петербургский филиал. Вместе с этим высокий уровень конкуренции на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти не позволяют филиалу занять лидирующие позиции среди других регионов СЗФО. Кто-то растет быстрее, кто-то эффективнее. Наиболее сильные позиции мы имеем на северных территориях СЗФО: Архангельская, Мурманская области, Республика Коми, чей совокупный вклад составляет около трети нашего бюджета.
Какова в целом стратегия ближайшего развития компании в СЗФО?
- Стратегия «Ростелекома» на Северо-Западе сходна со стратегией компании в целом. Первая цель - подготовить инфраструктуру для предоставления современных услуг одинаково хорошего качества и объема..
Вторая цель — из оператора, просто предоставляющего контент, мы должны вырасти в компанию, которая этот контент еще и формирует.
Третья цель — занять уверенное положение на рынке широкополосного доступа. В Ленинградской области этот план уже выполнен.
Приоритетные направления развития «Ростелекома» на 2014 год таковы: развитие оптической сетевой инфраструктуры, пакетирование услуг связи (Голос, ПД, VAS), развитие новых сервисов (финансовые, «Умный дом», облачные, коммуникационные, мобильные и управляемые услуги), развитие активных каналов продаж услуг связи.
Спасибо за беседу!